Обратная связь

В Челябинске на Международном фестивале театров кукол «Соломенный жаворонок», где были представлены спектакли для взрослых

В Челябинске на Международном фестивале театров кукол «Соломенный жаворонок», где были представлены спектакли для взрослых, вологжане стали победителями сразу в трех номинациях : «Лучший спектакль», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника».

Информация взята с сайта http://mediazavod.ru/articles/128484:

Три премии фестиваля театров кукол в Челябинске достались вологодскому театру

«По-моему, это грабеж», – констатировал эстонский режиссер Рейн Агур. Третий будильник, главный приз фестиваля «Соломенный жаворонок», уходил к «Кармен» – спектаклю вологодского театра кукол «Теремок». Вологжане победили в номинации «Лучший спектакль», «Лучшая работа режиссера» и «Лучшая работа художника».

В «Кармен» (премьера состоялась совсем недавно, 5 октября) артисты почти не говорят. Всемирно известная новелла Проспера Мериме рассказана языком музыки, танца и жеста. Бродячая труппа испанских цыган-артистов из подручных материалов – веток, хвороста и цветных тряпок – мастерит кукол. Их телега и корзины превращаются то в ширму, то в кресло, то в арену для боя тореадора с быком. Постановка наполнена визуальными образами-символами, как, например, колесо, открывающее и завершающее спектакль, словно колесо судьбы, предвещающее решающую для влюбленных встречу.

На финальном обсуждении тот же Рейн Агур заметил, что «Кармен» сделана режиссером Борисом Константиновым, художником Виктором Антоновым и балетмейстером Натальей Петровой-Рудой по законам едва ли не коммерческого театра. Яркий визуальный ряд и динамичный внутренний ритм берут зрителя железной хваткой и не отпускают до конца спектакля.

На фестивале работало очень компетентное экспертное жюри в лице старшего преподавателя кафедры русского театра Санкт-Петербургской академии театрального искусства Арины Шепелевой, лауреата Госпремии, художественного руководителя санкт-петербургского театра «Мастерская» Григория Козлова и режиссера, педагога, народного артиста Эстонской ССР Рейна Агура. Каждый день эксперты мягко и бережно обсуждали увиденное, давали невероятно ценные советы. Но лучших определяли не они, точнее, не только они. Каждому из десяти театров-участников было дано по три анкеты и по одной – каждому члену жюри. «Кармен» получила 18, 15 и 12 голосов из возможных 33-х в каждой номинации.

На фестивале «Волжские встречи» «Берендеево царство» (г. Кострома) вологжане выступали вне конкурса, однако были удостоены Специального приза жюри (Председатель жюри- Е. Н. Ибрагимов, члены жюри- А. А. Шепелева, И. А. Едошина, А. Н. Гончаренко).

Цитаты из статьи Алексея Гончаренко взяты с сайта http://ptj.spb.ru/blog/patrioty-berendeeva-carstva/

28 октября в Костроме завершился II межрегиональный фестиваль театров кукол «Волжские встречи». Форум был посвящен героико-патриотической теме и проходил в рамках празднования 1150-летия зарождения российской государственности.

…Как часто бывает с тематическими фестивалями, программа «off» была интереснее конкурсной. Среди пяти спектаклей особенно выделялась «Кармен». Вологодский театр кукол играл спектакль всего лишь в третий раз, будучи при этом уже трижды лауреатом челябинского фестиваля «Соломенный жаворонок».

Режиссер Борис Константинов поставил страстную испанскую историю без слов. Четыре актера и четыре актрисы в черных костюмах, с ярким темным гримом, выходят на сцену из зрительного зала. Звучит грозная музыка Бизе и страстные гитарные проигрыши. В такт музыке — всполохи юбок актеров и кукол.

Деревянные куклы разных масштабов придуманы Виктором Антоновым неожиданно и сильно. Колченогие и большеглазые, они точеными движениями отстукивают ритм палками-ногами и снисходительно прибегают к помощи плавных широких жестов кистей кукловодов, продолжающих худые запястья-прутья героев. Кстати, в деревянных гитаристах узнается субтильный господин с тоненькими усиками и его круглолицый помощник.

Действие происходит исключительно жаркой летней лунной ночью. Красный цвет тускнеет в окружении черного, чтобы потом единственный раз вспыхнуть в костюме Кармен, который станет для нее саваном. Популярные мелодии рождаются из щелканья ружейного затвора и скорого актерского повторения «чик-чик-чик», в котором слышится и тиканье часов, приближающее роковые события, и опасливая просьба: «Тише, тише».

Важным символом постановки стали колеса. Катящиеся по воле людей в черном, они будут разрезать сцену и вращаться на месте по инерции. Брошенная на колесо Кармен бессильно вознесется к колосникам. А все остальные герои после смерти отправятся кто в корзину, кто в таз.

Показанная в Костроме «не в тему», «Кармен» дает повод для размышления о патриотах своей профессии в театре кукол.