Обратная связь

"Образовательные проекты в театре кукол: инновационные подходы и перспективные направления"

Так называется научно-практическая конференция, которая была проведена  в Вологодском областном  театре кукол  в рамках программы государственной и общественной поддержки театров для детей и подростков под патронатом Президента Российской Федерации.

На конференции обсуждались вопросы  грамотной организации  работы педагогической части, являющейся одним из необходимых условий развития театра, как важнейшего инструмента духовно-нравственного воспитания детей и полноценного развития здоровой и психологически устойчивой личности; существующие в разных театрах кукол образовательные проекты; а также,  актуальные направления расширения деятельности театра в новых социальных и экономических условиях.

Бэби-театр. Трудности перевода;
Снижение возрастной планки для первого посещения театра до 1-2 лет, ставит вопрос о создании  отдельного театрального  пространства для самых маленьких зрителей.  Появление «Бэби-театра» в России вызывает массу вопросов и полемик как со стороны театральной общественности, так и со стороны критиков и педагогов. Может ли спектакль для младенцев быть отнесен к театральному искусству, или это больше педагогическая практика?  Существующий на сегодняшний день опыт реализации проектов, направленных на развитие бэби-театра проанализировал Алексей Николаевич Гончаренко  - театральный критик, главный специалист Кабинета театров для детей и театров кукол СТД РФ.

О социальном театре и социальных проектах в театре;
Еще одно важное направление, продиктованное  социальными процессами в современном российском обществе. Сегодня, когда понятия интеграция,  безбарьерная среда  становятся необходимым условием дальнейшего развития общества, встает вопрос и о включении театра в эти процессы.
Об «Особом театре», о  принципах инклюзивной деятельности в учреждении культуры, о социокультурной реабилитации, о развивающем потенциале и социализирующем аспекте театральной деятельности рассказал Андрей  Борисович Афонин - председатель Регионального отделения Межрегиональной общественной организации в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями "Равные возможности" (г. Москва), художественный руководитель и режиссер Интегрированного театра-студии "Круг II". К дискуссии присоединились специалисты из детского медико-педагогического центра «Стокли»,  занимающегося реабилитацией детей особенностями   развития.  Вывод, сформулированный в результате разговора, очевиден: совмещение медицинских, психолого-педагогических  и социокультурных методик в одну программу помощи, позволяет достигнуть лучших результатов в развитии ребенка в комфортных для него условиях.
В свете того, что Вологодский театр кукол только что получил финансовую поддержку от Правительства Вологодской области на реализацию проекта:  «Создание в здании театра безбарьерной среды»,  у театра появляется больше возможностей развивать существующие и внедрять новые социальные проекты по социокультурной интеграции.


Своим многолетним опытом поделились  педагоги двух театров:
проекты Архангельского театра кукол представила Марина Владимировна Мельницкая, педагог, заслуженный работник культуры РФ, о клубных программах РАМТа рассказала Алла Евгеньевна Лисицина – педагог-режиссер, руководитель клубных программ РАМТа.
На протяжение многих лет, Архангельский театр кукол является центром развития театральной педагогической деятельности, сохраняя традиции и находя новые формы взаимодействия со зрительской аудиторией разного возраста. М.В. Мельницкая  своим примером  демонстрирует, что возрождение педагогической части в театре кукол является неотъемлемой частью развития театра, как важнейшего инструмента духовно-нравственного воспитания детей и полноценного развития здоровой и психологически устойчивой личности, поскольку именно с  театра кукол начинается знакомство маленького человека с театральной культурой в целом.  

А.Е. Лисицина поделилась удачной практикой реализации клубных программ по работе со зрительской аудиторией с целью популяризации деятельности театра и  формирования новых экономических механизмов, направленных на улучшение функционирования отрасли в условиях рыночных отношений,  Разработки педагога рассчитаты на возраст детей от 6 лет, но некоторые из них могут быть применимы и в театре кукол для детей более раннего возраста. Был приведен пример успешной реализации этой программы в Ульяновском театре кукол, где уже несколько лет  существует “Семейный клуб”.


На конференции присутствовали руководители 14 российских театров (Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Екатеринбург, Киров, Кострома, Мурманск, Рыбинск, Рязань, Ярославль, Республика Карелия и другие). Участники обменялись методическими рекомендациями и разработками в рамках реализации образовательных проектов в театрах.